Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Музыкотерапия как профилактическое средство

«Музыкотерапия как профилактическое средство»

Подготовила

музыкальный руководитель

Борисенко Валерия Сергеевна

Практика работы воспитателей и педагогов-психологов дошкольных учреждений свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью, умственной утомляемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Среди симптомов отмечаются различные нарушения сна, головные боли, возбудимость, метеозависимость,  энурез. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации. Спектр указанных нарушений довольно широк и разнообразен, "набор дефектов" у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален, но, как правило, большинство из них имеют психогенную основу. По данным статистики, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ имеются нарушения психологического здоровья.

Музыкотерапия, включенная в воспитательно-образовательный процесс, поможет решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход ребенка из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.

Уникальность музыкотерапии состоит в том, что она относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка, не имеет противопоказаний и применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.

Прослушивание музыкальных произведений  может быть включено как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.

При проведении музыкотерапии необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. При подборе музыкальных произведений особое внимание уделялось выбору солистов (например, "Аве Мария" Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой и т. д.).

Длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).

При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:


  • для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;
  • для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.


В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.

Прослушивать одно музыкальное произведение рекомендуется в течение 7-10 дней, затем дети могут слушать другие ее фрагменты.

Очень важен правильный настрой детей и удобная поза при проведении сеансов музыкотерапии.

Программное содержание подбирается совместно психологом и  воспитателем с учетом  индивидуальных проблем каждой группы. Варианты музыкальных произведений представлены в таблице:

Направление воздействия

Музыкальные произведения

Организационная форма

Профилактика утомляемости.

 

Григ «Утро».

Чайковский «Времена года».

Мусоргский «Картинки с выставки».

Специально-организованные сеансы.

Снятие раздражения.

 

Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром».

Бетховен «Лунная соната».

Бах «Кантата № 2».

Гайдн «Симфония».

Бах «Итальянский концерт».

Специально-организованные сеансы.

Снятие тревожности.

 

Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки».

Штраус «Вальсы».

Чайковский «Вальс цветов».

Рубинштейн «Мелодия».

Огинский «Полонез».

Бах «Прелюдии и фуги для органа».

Чайковский  «Пятая симфония».

Оркестровые произведения А.Скрябина.

Специально-организованные сеансы.

Повышение пищеварительной активности.

Бетховен «Соната № 7».

Чайковский «Вальс цветов».

Прием пищи.

Физическая активность.

 

Равель «Болеро».

Хачатурян «Танец с саблями».

Г.Вольф "Путешествие пешком".

К. Дебюсси симфонический эскиз "Море".

О. Мессиана "Пробуждение птиц".

Мусоргский  увертюра "Рассвет на Москве-реке".

Э. Григ "Утреннее настроение".

Р. Штраус "Утро".

Сонаты и концерты Вивальди.

Серенады Шуберта.

«Утро в лесу» (звуки природы).

Подъем детей после тихого часа.

Успокаивающая музыка.

 

Григ «Пер Гюнт» (увертюра).

Глюк «Мелодия».

Моцарт «Ночная серенада».

Бетховен «Пасторальная симфония».

Брамс «Колыбельная».

Шуберт «Аве Мария».

Дебюсси «Свет луны».

Вивальди «Скрипичные концерты».

Бетховен "Симфония № 6", часть 2.

Шопен «Ноктюрн соль-минор»

Легкие, спокойные произведения Ф. Гойи.

Специально-организованные сеансы, перед тихим часом.

Релаксация, саморегуляция.

 

«Звуки природы», «Дождь в соснах», «Звуки леса», «Океан», «Ростовские звоны», «Церковный хор».

Специально-организованные сеансы, занятия по экологическим программам, тихий час.

Творческий импульс, развитие интелекта.

Произведения Моцарта.

 

Специально-организованные занятия по конструированию, изодеятельности и т.д.

Снятие эмоционального напряжения, головной боли.

 

Моцарт "Дон Жуан".

Лист "Венгерская рапсодия №1".

Хачатурян "Сюита Маскарад".

Огинский «Полонез».

Бетховен «Фиделио».

Специально-организованные сеансы

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эдмонд".

Паганини «Каприз № 24».

 

Специально-организованные сеансы,

Профилактика агрессивности.

Бах "Итальянский концерт".

Гайдн "Симфония".

Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата № 21».

Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5».

Брукнер «Месса ля-минор».

Произведения Шостаковича.

Специально-организованные сеансы.

Повышения концентрации внимания, сосредоточенности.

Чайковский "Времена года".

Дебюсси "Лунный свет".

Мендельсон "Симфония № 5".

Перед и между специально-организованными занятиями.

Расслабление.

Григ сюита «Пер Гюнт».

Сибелиус «Грустный вальс».

Шуман «Грезы».

Пьесы Чайковского.

Тихий час.

 

Согласно диагностическим данным регулярное проведение музыкотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата, отмечается улучшение сна, аппетита, самочувствия, активности, настроения детей.

Вопросы подготовки детей к школе

Вопросы подготовки детей к школе

Теппонен Светлана Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Обусловлено это явление, прежде всего, усложнившейся программой школьного обучения. На сегодняшний день существует множество различных вариантов подготовки ребёнка к школе: специальные занятия, организованные в детском саду, который посещает Ваш ребёнок; дошкольные гимназии (организованные, как правило, на базе образовательного учреждения); всевозможные детские центры; клубы творческого развития; частные репетиторы. Некоторые родители предпочитают заниматься с ребёнком самостоятельно. Какой способ предпочтительнее?

Во-первых, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает Ваш ребёнок; огромную роль в успешной адаптации малыша играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что может привести к трудностям в дальнейшем обучении. К примеру, не стоит говорить ребёнку, что «В школу ходят, чтобы получать пятёрки» или «В школе будет весело, ты будешь постоянно играть с друзьями» и т.д. Данные высказывания рождают ложные представления, которые могут помешать детям правильно относиться к процессу обучения. Разумеется, сухой формулировки о том, что «В школу ходят для того, чтобы учиться» также недостаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовки ребёнка к школе. Наряду с посещением балета, детских спектаклей, выставок, которые развивают творчество и эстетическое восприятие, следует уделять внимание и развитию естественнонаучных познаний ребёнка: ходить в обсерваторию, смотреть документальное кино о живой природе и т.д.

Для того, чтобы Ваш ребёнок успешно адаптировался к школе, необходимо посещение специальных подготовительных занятий в детской группе: в первую очередь, это нужно для социализации малыша (особенно, если ребёнок не ходил в детский сад). В игре, являющейся в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, формируются базовые коммуникативные и социальные навыки, помогающие в дальнейшей учёбе. Для того, чтобы малыш чувствовал себя более уверенно в первые школьные дни, хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться Ваш ребёнок. Так, малыш познакомится со своими будущими учителями (ведь занятия в школе ведут, как правило, учителя начальных классов, педагоги-психологи и учителя-логопеды), узнает своих будущих одноклассников, постепенно будет привыкать к школьному распорядку. Кроме того, подготовительные занятия на базе школы будут проводиться согласно программе, реализуемой в данном образовательном учреждении (стоит принять во внимание, что в каждой школе осуществляются разные образовательные программы, соответственно, требования к подготовленности детей различаются). Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для Вашего малыша «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.

Таким образом, вариант подготовки на базе школы является наиболее удачным с точки зрения и познавательной, и психологической адаптации.

Второй вариант, который можно в данном случае порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок ходит в детский сад). Однако здесь есть свои нюансы: к примеру, на таких занятиях не реализуется подготовка по соответствующей школьной программе (ведь малыши в будущем пойдут в разные школы).

Сейчас широкое распространение получили всевозможные подготовительные курсы в различных детских центрах. На первый взгляд, программа занятий там весьма насыщенная: часто кроме базовых дисциплин там предлагаются все виды танцев, йога, детский массаж и т.д. Таким образом, в подобных учреждениях предоставляется обширный набор занятий, не имеющих никакого отношения к подготовке ребёнка к школе. Несмотря на блестящие предложения и гарантированный высокий уровень подготовленности, записывать ребёнка на подобные занятия не рекомендуется по двум основным причинам: во-первых, в частных детских центрах занятия проводятся, как правило, по самостоятельным методическим разработкам (т.е., полученные Вашим малышом знания могут не соответствовать требованиям выбранной Вами школы); во-вторых, в частных центрах, к сожалению, уделяют мало внимания квалификации педагогов (часто это студенты 4-ого или 5-ого курса). В связи с этим качество подготовки в данных учреждениях весьма сомнительное. Но если Вы всё же решите записать ребёнка на подготовительные занятия в детском центре, то отдавайте предпочтение государственным, а не частным организациям.

Если Вы всё же предпочитаете частного репетитора, то стоит пригласить преподавателя из той школы, в которой будет учиться Ваш ребёнок. Данный специалист сможет предложить качественную подготовку исходя из реализуемой в школе образовательной программы.

Тем не менее, не стоит забывать, что все знания, полученные на подготовительных занятиях, необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.

Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?

1.Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке)

Следует отметить, что ребёнок должен не просто «вызубрить» эти цифры: он должен уметь применять счёт на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; попросить малыша расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счёта должен быть осознанным.


  1. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  2. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
  3. Знать буквы алфавита.


В некоторых образовательных учреждениях требуется, чтобы дети умели читать ещё до прихода в 1-ый класс. На практике это приводит к тому, что дети читают, но читают неправильно. В нашей школе достаточно, чтобы ребёнок просто знал буквы.

Так как ведущей деятельностью для дошкольника является игровая, то лучше всего процесс обучения происходит в игре. К примеру, можно предложить ребёнку вылепить букву из разноцветного пластилина (чтобы малыш мог изучить форму буквы); затем попросить будущего первоклассника предположить, какая эта буква на вкус? где она живёт и т.д. Таким образом, с помощью ассоциаций происходит более глубокое усвоение изучаемого материала. При этом занятие для малыша будет интересным и увлекательным.


  1. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.


Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.


  1. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.)
  2. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).


В домашней обстановке можно попросить ребёнка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.


  1. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).


Можно нарисовать в клетчатой тетради узор и попросить ребёнка его продолжить.


  1. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.


Можно предложить ребёнку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы Ваш малыш привыкал ложиться спать и вставать в определённое время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).

Также очень важно, чтобы ребёнок знал свой точный домашний адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.

 

Профилактика плоскостопия

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы, перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочносвязочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно. В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место. Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочносвязочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений. Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Правила гигиены стопы:

- уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

- ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

- правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни – утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, "молнией"); задник - достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности, но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.


  1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
  2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
  3. Ходьба по палке.
  4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
  5. Катание обруча пальцами ног (поочередно)в течение 2-4 минут.
  6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
  7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
  8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
  9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).


Упражнения для профилактики плоскостопия


  1. И. п.: сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).
  2. И. п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и. п.
  3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз).
  4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз).
  5. Упражнение "Веселые ножки".


Дети сидят на стульях, руки на поясе. 1- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, 2 - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; 3 - ногу на пятку; 4- приставить ногу. То же другой ногой. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).


  1. И. п.: сидя на стуле (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой).
  2. И. п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).
  3. И. п.: сидя на стуле, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении – 5-10 сек. То же другой ногой. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)
  4. И. п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).
  5. И. п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги (6-8 раз).
  6. И. п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).
  7. И. п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и. п. 3-4- то же другой ногой (8-10 раз).
  8. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки. 3- 4 – и. п. (6-8 раз).
  9. И. п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).
  10. И. п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).
  11. И. п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы (15 сек.).
  12. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).
  13. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).
  14. И. п.: о. с. 1-4- четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе, руки на поясе (игра "Великаны- карлики")4-8 раз.
  15. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.
  16. Ходьба по ребристой доске.
  17. Ходьба боковым приставным шагом по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).
  18. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.
  19. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба)с постановкой ноги с носка на всю ступню.
  20. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.
  21. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).
  22. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок – вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.
  23. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).
  24. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.
  25. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).
  26. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).
  27. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.


КОМПЛЕКС «УТЯТА»


  1. «Утята шагают к реке».


И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.


  1. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку».


И. п. – то же. Поднять внутренние своды, опереться на наружные края стоп, вернуться в и. п.


  1. «Утята встретили на тропинке гусеницу».


И. п. – то же. Ползающие движения стоп с помощью пальцев.


  1. «Утка крякает». И. п. – то же. Отрывая пятки от пола, развести их в стороны, произнести «кря-кря», вернуться в и. п.
  2. «Утята учатся плавать».


И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Оттягиваем носки ног поочередно.

КОМПЛЕКС «МАТРЕШКИ»


  1. «Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки».


И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. Выставить правую ногу вперед на пятку, покачать носом вправо-влево, приставить ногу, то же левой ногой.


  1. «Красные сапожки, резвые ножки».


И. п. – то же. Правую ногу вперед - в сторону на пятку, на носок, на пятку, с притопом приставить. То же с левой ноги.


  1. «Танец каблучков».


И. п. – то же. 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх. 3-4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.


  1. «Гармошка».


И. п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Пятки врозь, носки врозь, скользящим движением перемещаться вправо, затем влево.


  1. «Елочка».


И. п. – стоя, пятки, носки вместе. Приподнимаем носки, переносим вправо, затем пятки, продвигаясь вправо, затем влево.


  1. «Присядка». И. п. – то же. 1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед – в стороны ладони вверх. 2 – и. п. 3 – правую ногу в сторону на пятку. 4 – и. п. 5-8 – то же с другой ноги.
  2. «Шаг с припаданием».


И. п. – то же. Шаг левой ногой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, встать на правый носок скрестно за левой (на 4 счета). То же в другую сторону.

В целях повышения интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием, рекомендуется использовать музыкальное сопровождение и различные предметы.

Упражнения выполняются на удобном мягком коврике.

- две игольчатые полусферы;

-гимнастическая палка;

- обруч или швабра;

- игольчатые мячи;

- тряпочка или полотенце;

- мелкие предметы (игрушки, карандаши и т. д.);

- массажный коврик.

Упражнения


  1. Ходьба на носках. Руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
  2. Ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе, пальцы на ногах согнуты, ноги в коленях не сгибать.
  3. Перекаты с пятки на носок, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
  4. Перекаты с пятки на носок на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.
  5. Прыжки на двух ногах на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.


Ходьба по массажному коврику «морские камушки»: обычная, боком руки на поясе.

Ходьба по полусферам: одной ногой, другой, 2-мя поочередно, с высоким подниманием колен.

Упражнения с палкой

- ходьба боковым приставным шагом на переднем своде стопы, на средней части стопы; елочкой.

Упражнения из и. п. сидя на стуле


  1. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимально отрывать стопы от пола.
  2. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное сгибание пальцев (10-12 раз).
  3. Ноги вертикально, стопы параллельно. Сгибаем пальцы, поворачивая стопы вовнутрь.
  4. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное поворачивание стоп друг к другу.
  5. С мелкими предметами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Перенос предметов одной ногой, др. остается неподвижной.
  6. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват пальцами платка или тряпочки сначала одной ногой, потом одновременно.
  7. Ноги вертикально, стопы параллельно. Поглаживание одной ногой другую от стопы к колену.
  8. С игольчатыми мячами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Круговые вращения, движения вперед-назад одной ногой затем другой.
  9. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват стопами полусферы или мяча, поднять – опустить.
  10. Ноги вертикально, стопы параллельно. Раскатывание палки 2-мя ногами одновременно вперед-назад.


 

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка

Что нужно делать?


  1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
  2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
  3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
  4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
  5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
  6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
  7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
  8. Создавайте ситуацию успешности.


Чего нельзя делать?


  1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
  2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
  3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
  4. Нельзя запрещать без объяснения.
  5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
  6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
  7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
  8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним


 

Рекомендации музыкального руководителя

Рекомендации музыкального руководителя

Подготовила

музыкальный руководитель

Борисенко Валерия Сергеевна


Не секрет, что в темпе современно мира нам очень сложно найти свободное время и  посетить филармонию или театр.  А нашем детям так необходимо именно в этом возрасте прививать интерес  и спорту, и к художественной деятельности,  и, конечно же, развивать ребенка духовно. По мнению психологов, классическая музыка является идеальной для психики человека. Она оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы, помогает «прогнать» печаль. Как же быть? Ответ очевиден. Благодаря возможностям современных технологий, небольшой концерт можно устроить дома, например, читая ребенку сказку, тихим фоном включить классическую музыку, которая бы соответствовала содержанию сказки. Или в машине, можно послушать прекрасную музыку Вивальди. Укладывая ребенка спать днем прекрасно подойдут произведения Моцарта.

Предлагаю вашему вниманию  небольшой список классических произведений:

В.А. Моцарт,  Соната для фортепиано №1 До мажор К279

В.А. Моцарт, Соната для двух фортепиано Ре мажор К448

В.А. Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром №20 Ре минор, 2 часть

И.С. Бах, Сюита для виолончели №1, Соль мажор, прелюдия в исполнении гитары

Л. Бетховен, Лунная соната, №14

А. Вивальди, «Времена года», Зима, Февраль

И. Штраус,Полька трик-трак

Ф. Шопен,  Прелюдия №1 До мажор

Н.А. Римский-Корсаков, Полет шмеля

Д. Бортнянский,  Концерт для фортопианос оркестром

Воспитание чувства безопасности у дошкольников

Воспитание чувства безопасности у дошкольников

Удовенко Алла Анатольевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности.

В.А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребенок — зеркало семьи».

В каждой семье складывается своя система воспитания, определяющая специфику взаимодействия родителей и детей. Тип взаимоотношений во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности. Так, в семьях, где не используют запреты и ограничения со стороны родителей, не осуществляется контроль за поведением дошкольников, практикуется ситуативное обучение выполнению правил, требований, у ребенка отсутствует образец должного взрослого ответственного поведения, на который ему можно было бы ориентироваться. В этом случае у ребенка не формируются психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного безопасного поведения.

Чрезмерный контроль всех поступков ребенка, суровые запреты, жесткие требования и правила, практикуемые в семье, необходимость беспрекословного подчинения родительским приказам без объяснения причин приводят к формированию поведения, основанного на чувстве вины или страха перед наказанием. При этом работают только механизмы внешнего контроля, при его ослаблении поведение ребенка может стать потенциально опасным.

Таким детям сложно самим принимать решения, они не уверены в себе, недостаточно самостоятельны, замкнуты, тревожны, враждебны к окружающим, агрессивны по отношению к слабым, безынициативны.

Крайне негативно сказываются на развитии детей такие типы родительских тактик воспитания, как:


  • гипоопека (недостаточное проявление заботы о ребенке),
  • доминирующая гиперопека (чрезмерная озабоченность проблемами и действиями ребенка),
  • потворствующая гиперопека,
  • эмоциональное отвержение,
  • непрогнозируемые эмоциональные реакции,
  • противоречивые воспитательные воздействия.


Большое значение имеет стиль воспитания в семье.

Стиль семейного воспитания является самым обширным компонентом родительства, выразителем взаимодействия всех других его компонентов: родительских ценностей, установок и ожиданий, родительского отношения, чувств, родительской позиции и ответственности.

Выделяют три вида стилей:


  • авторитетный,
  • попустительский,
  • авторитарный.


Авторитетный родитель сохраняет баланс высокой степени контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей. В семье существуют четкие, понятные ребенку правила поведения, которые обсуждаются с ним и принимаются беспрекословно. Родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребенка, его запросы. Существует нацеленность на совместное преодоление трудностей. Родители проявляют симпатию и уважение к детям и одновременно — твердость в выполнении требований.

Дети из семей, предпочитающих авторитетный стиль, уважают своих родителей, отличаются общительностью, лидерством, активностью, отзывчивостью, социальной компетентностью, инициативностью, открытостью, эмпатийностью, уверенностью в себе. У них высоко развит самоконтроль, они умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремятся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний.

При попустительском стиле взрослые почти не ограничивают поведение детей, не достаточно контролируют его, не требуют от них ответственности и самоконтроля. Родители могут проявлять неуважение и, в единичных случаях, антипатию к своему ребенку, наблюдается выраженная эмоциональная дистанция между взрослыми и детьми, практикуется физическое наказание.

Данный стиль воспитания формирует отклонения в поведении ребенка, проявляющиеся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, испытывают недостаток любви, внимания, сочувствия со стороны родителей. Для них характерны низкий самоконтроль, игнорирование близкого взрослого, лидерство, упрямство, хитрость, конфликтность, повышенная уязвимость к неуспеху, на который они реагируют сильным регрессом.

Авторитарный стиль заключается в постоянном контроле над поведением детей. Существует свод чрезвычайно жестких требований, которые не обсуждаются с детьми. Семьи, практикующие авторитарный стиль воспитания, традиционно демонстрируют средний и низкий уровень качества взаимодействия с ребенком, что проявляется в выраженной эмоциональной дистанции, повышенной требовательности, в отсутствии сотрудничества и неудовлетворенности отношениями с ребенком.

У детей из данной группы семей формируется заниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Для них характерны слабый самоконтроль, чувство вины и даже страха, злобы, раздражения по отношению к взрослым
членам семьи. Дети в таких семьях эмоционально уязвимы, обладают повышенной тревожностью и застенчивостью, у них преобладает уныло-грустное настроение. Они трудно устанавливают контакты со сверстниками, нередко стремятся компенсировать эмоциональную недостаточность за счет неадекватного тактильного контакта со взрослым — педагогами, родителями (цепляние, прижимание, приставание).

Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремления принимать собственные решения. Вырастая, ребенок может остаться безответственным исполнителем на всю жизнь или начать бунтовать и активно попирать ненавистные правила.

Лишь 18% родителей используют продуктивные родительские тактики воспитания.

Таким образом, выбор родителями непродуктивных методов воспитания, низкий уровень собственной культуры безопасности, безответственное поведение, самоустранение семьи, делегирование воспитательных полномочий образовательным организациям приводят к проблемам социализации детей, конфликтам в семье, психологическим травмам, затрудняют формирование личности безопасного типа.


 

Роль семейного воспитания в формировании качеств мужественности и женственности

Роль семейного воспитания в формировании качеств
мужественности и женственности


Теппонен Светлана Геннадьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Но следует отметить немаловажный факт, что на формирование личности ребенка в первую очередь оказывает влияние семья, как первый фактический социальный фактор и фактор первых социальных взаимоотношений (фундамент закладывается в детстве). Какими бы педагогически знаниями и умениями ни обладал воспитатель, какие бы новаторские методики он ни использовал в работе, без тесного сотрудничества с семьей тщетны любые усилия в формировании личности. В дошкольном возрасте родители были и будут первыми воспитателями, авторитет которых мало кто поколеблет. Семья – это первый социальный мир, в который вступает ребенок. Она закладывает основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка, воспитывает его чувства и эмоциональную культуру. Полноценное нравственное воспитание невозможно без полового, полоролевого и гендерного воспитания. Именно родители в первую очередь ответственны за это воспитание.

Все исследователи, с каких бы позиций они не рассматривали детство, единодушны во мнении, что первые 5-6 лет жизни – это тот период, когда формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику дальнейшего развития. В дошкольном возрасте происходит становление половой идентичности. К 1,5–2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так и еще не умеет различать других людей по половой принадлежности. До 3 лет мальчики и девочки психологически «бесполы», не видят различий в употреблении местоимений, указывающих на половую пренадлежность. Но уже к 4 годам они имеют особенное представление о различиях в «устройстве» мальчиков и девочек, впервые начинают интересоваться половыми различиями и задавать соответствующие вопросы. Лишь к 5-6 годам ребенок уже узнает, что он вырастит и будет мужчиной или (женщиной). По мнению многих ученых, 3-4-летний возраст наиболее сенситивный для закрепления правильной социокультурной ориентации и регуляции поведения по мужскому или женскому типу. Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрасте является семья. Прежде всего это касается внутрисемейных взаимоотношений с родителями и другими взрослыми, служащими моделью поведения мужчины и женщины. Ребенок идентифицируется с одной из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определенного пола, включая в самосознание программу выбранного типа поведения.

 

Физическое воспитание дошкольника

Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многолетними исследованиями доказано, что работоспособность, качество усвоения учебного материала, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Но, согласно исследованиям неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешённых психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а имеет тенденцию к ухудшению.

В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети – инвалиды. В научной литературе описано, что «человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности». Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:


  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.


Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

Сегодня распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовании для детей с ограниченными возможностями является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» Российской Федерации, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребёнка. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).  Преимуществом инклюзивного образования для детей с ОВЗ является то, что они при таком образовании демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам. Результатом этого становится улучшение их академических достижений. А для детей с нормальным развитием в инклюзивных классах взаимодействие и дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. У них больше знаний о том, что означает понятие «ограниченные возможности». При инклюзивном обучении создаются равные условия для всех детей, то есть не ребенок с ОВЗ приспосабливается к школе, а система идет навстречу этому ребенку, отвечает его интересам, потребностям и нуждам.

Совершенно очевидно, что такие идеальные условия требуют системных усилий всех, кто обеспечивает инклюзивное образовании . Таким образом, инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа, а существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.

 

Корригирующие упражнения

 

Цель упражнения

Содержание

Дозировка

Методические указания

1.

Исправление осанки

И.п. – лежа на спине, прижать поясницу, слегка втянуть в себя живот (дыхание не задерживать).

Приподнять обе ноги на угол около 30 градусов, удерживать их на весу 5-7 секунд, вернуться в и.п.

6 раз

Дыхание произвольное, не натуживаться

2.

Исправление осанки (боковое смещение позвоночника с углом кривизны не более 25градусов)

И.п. – лежа на спине.

Прижать поясницу, приподнять обе ноги над полом, делать движения имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и.п.

4 раза

Одно упражнение 8 движений.

3.

Укрепление мышц спины

И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища.

1- приподнять голову и плечи одновременно, отвести назад прямые руки – вдох.

2- вернуться в и.п.- выдох.

3,4- тоже самое.

6 раз

Руки прямые, следим за дыханием.

4.

Исправление свода стопы

И.п. – сидя на стуле, руки за спиной. Катание мяча стопами вперед и назад.

6-8 раз

Выполнять в среднем темпе

5.

И.п. – сидя на стуле, ноги вместе.

1- Максимальное разведение пяток,

2- сведение пяток в и.п.

3,4 – то же самое.

8 раз

Носки от пола не отрывать! Спина прямая.

6.

И.п. – лежа на спине.

1- согнуть ноги в коленях,

2 – разведение пяток в стороны,

3- сведение пяток,

4- и.п.

8 раз

Носки от пола не отрывать.

7.

Исправление осанки

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, принять правильную осанку. Проверить ее поднимая голову и плечи. Руки перевести на пояс, медленно перейти в положение сидя, следя за осанкой. Вернуться в и.п.

6 раз

Следим за правильной осанкой.

8.

Исправление грудного кифоза

И.п. – о.с., руки в стороны. Выполнять медленные напряженные повороты рук ладонями вперед-вверх-назад и обратно.

8 раз

Дыхание произвольное, следим за ладонями.

9.

И.п. – сидя на пятках, руки к плечам.

Выполнять наклоны назад, прогибаясь в грудном отделе позвоночника.

Вернуться в и.п.

6 раз

Прогибаемся.

10.

Из положения, лежа на спине, движения «В мост» и обратно.

8 раз

Прогибаемся.

 

Физическое воспитание ребёнка в семье

 

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции:


  • с одной стороны, педагогический коллектив значительное внимание уделяет воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребёнка к здоровому образу жизни;
  • а с другой - осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, вовлекает родителей в активную совместную работу по физическому воспитанию.


На основе рекомендации педагога родители приобретают физкультурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки, и др.), оборудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренажёры, массажные устройства, оказывают помощь ребёнку в освоении различных физических упражнений

(обучают езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.).

Правильному физическому воспитанию ребёнка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, о создании дома для развития движений ребёнка.

Занимаясь с ребёнком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности, проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития, следят за осанкой, а также красотой , выразительностью, рациональностью движений малыша.

Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребёнка и взрослых: мамы, папы, бабушки, дедушки. Они не только углубляют любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью и позволяют родителям и ребёнку стать ближе, понять друг друга.

Большую пользу приносят совместные туристические прогулки взрослых и ребёнка:


  • походы на лыжах;
  • катание на коньках;
  • игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол, и др.


Участие родителей в спортивных праздниках совершенствует двигательные навыки малыша, формируют его характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, повышает культуру, улучшает микроклимат семьи. Огромное воспитательное значение имеют пример родителей, их отношение к физической культуре.

Родители обязаны создавать условия, обеспечивающие полноценное физическое развитие ребёнка. Они должны активно участвовать в организации и проведении закаливающих процедур, используя естественные факторы природы (солнце, воздух, воду).

Исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, что выбирая эффективные средства закаливания, необходимо останавливаться на тех, которые хорошо и комфортно переносит мама ребёнка. Специалисты высказывают также мысль о том, что закаливающие процедуры нужно подбирать индивидуально, поэтому активное закаливание следует проводить именно дома.

Дошкольные образовательные учреждения, в свою очередь, оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребёнка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется специальная литература по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребёнка.

Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребёнка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями позволяет расширить их педагогическую компетентность, повысить заинтересованность семьи в результатах психофизического развития ребёнка.

 

Консультации для родителей по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях

Наши дети. Сколько радости и надежд связано с их появлением на свет. Мы хотим, чтобы они выросли здоровыми, красивыми и умными. Мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы их детство было счастливым. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) особенно важен в этом отношении. Это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. К сожалению, многие родители недооценивают значение этого возраста, рассматривают его как переход от младенчества к школьному периоду, как своеобразный отдых. Но именно в саду формируются основные двигательные навыки, осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Как часто родители, развивая своих детей интеллектуально и эстетически забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему - то второстепенному, происходящему само по себе.

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ! НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ НАПРАСНО, НЕ УПУСКАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПИТЬ ЗДОРОВЬЕ СВОИХ ДЕТЕЙ - ПОТОМ ПРИДЕТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ЛЕЧЕНИЕМ, А ЭТО ВСЕГДА ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ И МЕНЕЕ ЭФФЕКТИВНО. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ:


  1. Приступить к закаливанию можно в любое время года.
  2. Закаливание нужно проводить систематически.
  3. Основной принцип - постепенность.
  4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
  5. Закаливающие процедуры надо проводить комплексно, сочетая общие (например, обливание) и местные (например, ножные ванны) воздействия.
  6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.


Разумное воспитание немыслимо без закаливания. Закаленные дети меньше болеют, у них лучше аппетит, крепче сон, гармоничнее развитие. И детский сад, а потом занятия в школе он не пропускает, и мама "не сидит" на больничных!

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОТ ТРЕХ И СТАРШЕ. Ориентировочная схема распределения закаливающих процедур в режиме дня дошкольника.


  1. Зарядка. Упражнения выполняются в трусиках, босиком.
  2. Умывание до пояса, t воды 16-14градусов.
  3. Полоскание горла.
  4. После сна - контрастные ножные ванны.
  5. Вечером - гигиеническая ванна с последующим обливанием. В летнее время к этому добавляются свето - воздушные или солнечные ванны (от 5 до 15 минут, ванны с последующим душем или обливанием, купание в открытом водоеме от 3 до 7 минут. Приучайте ребенка ходить босиком. Это способствует профилактике плоскостопия.


С уважением,

инструктор по физической культуре

Селиверстова Лариса Владимировна

Математические игры дома

Математические игры в домашних условиях

Предлагаем вашему вниманию консультацию для родителей, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй. Не стоит надеяться только на детский сад и ждать, что там дети научатся читать, писать, считать. Давайте еще дома поработаем со своими детьми – это будет и полезно и увлекательно. Тем более, что сейчас разработаны методики, позволяющие учебу превратить в увлекательное занятие.

Итак, Вашему вниманию предлагаются несколько игр, которые помогут детям научиться ориентироваться в мире цифр, а также производить с ними элементарные математические действия. Игра «Спрятанные цифры». Данная игра научит ребенка различать цифры, запоминать их написание, а также ориентироваться в несложном подсчете. Играть в нее чрезвычайно просто: необходимо на предложенной картинке отыскать спрятанные цифры и разложить в соответствующие клетки. Если на первых порах этот поиск займет у Вашего ребенка более долгое время, то после нескольких тренировок он будет прекрасно ориентироваться в числах, что, несомненно, облегчит ему жизнь в школе на настоящих уроках математики.

Игра «Веселый поезд», поможет даже маленьким деткам научиться считать. На специальный макет – смешной паровозик, необходимо погрузить груз, ромашки. Но, только погрузив необходимое количество, поезд сможет двигаться – для этого в игре используется семафор. Вашему ребенку будет очень интересно это занятие, и кроме того, что он научится считать без особых хлопот, игра будет мотивировать развитие повышенного внимания и заставит ребенка сосредоточиться.

Простейшие арифметические задачи в пределах 10. В этой игре основное задание – научиться хорошо считать, для упрощения задания малышам дается подсказка – в виде звездочек, подсчитав которые, малыш узнает верный ответ. Таким образом, идет привязка количества предметов к принятому обозначению этого числа в цифрах. В качестве награды – мультик, для детей это прекрасная мотивация.

Игра «От 1 до 10», учит не только считать, ориентироваться в цифрах, но также и поможет ребенку научиться быть терпеливым. На тренажере расположена несложная таблица с указанием цифр, а также разбросанные по всему полю ромашки. Юному математику нужно будет необходимое число предметов разложить по ячейкам. Внимание, терпение, запоминание написания цифр плюс элементарный подсчет – вот на что направлена данная игра.

Игра «Дополни до 10» поможет детям сориентироваться в таком действии, как вычитание. На яркой картинке представлена забавная героиня – курица с яйцами, на которых написаны цифры. Помогите своему ребенку дополнить все варианты до числа 10, и в дальнейшем он будет щелкать все задачки как орешки.

 

Развитие речи: игры в кругу семьи

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Двух-трехлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: "Жили-были дед...", а ребенок ее заканчивает: "...да баба"; взрослый: "И была у них...", ребенок: "...курочка Ряба" и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: "Кого встретил Колобок?" - "Зайчика". - "Какую песенку Колобок ему спел?" и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей.

Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.

Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.

Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пяти-летнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.

Получаются описания игрушек - можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - грибок - ежик...). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

Вспомни случай Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

Бюро путешествий Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

  • 1
  • 2
Сайт самостоятельно
на Nethouse